ВЕК МЛЕКОПИТАЮЩИХ - Реконструкция ископаемых остатков

Приветствую Вас Гость | RSS

Век млекопитающих - Age of Mammals

Четверг, 23.03.2017, 11:10
 
Реконструкция ископаемых остатков
 
 
Реконструкция ископаемых черепов и конечностей и восстановление утраченных мягких частей тела помогают нам представить себе внешний вид доисторических животных и древних людей. Прежде всего музейные препараторы очищают кости. С помощью сверления, вибрации и пескоструйной очистки удаляют прилипшую к образцам песчаную породу. Несколькими повторными промываниями и обработкой уксусной кислотой освобождают ископаемые остатки, сцементированные брекчией. Влажные костные остатки необходимо высушить. Лабораторные специалисты закрепляют хрупкие пористые кости с помощью искусственных пластмасс, растворенных в различных растворителях, или с помощью эмульсий, разведенных в воде.
 
Затем искусные анатомы соединяют фрагменты костей, подобно частям головоломки, и реконструируют череп или скелет, заменяя недостающие части пластмассовыми имитациями. Форма и размеры определенных костей показывают, как ископаемое существо держало голову и конечности. На изготовление и монтирование одной реконструкции могут уйти недели или даже месяцы старательного труда. По черепам и скелетам художники и скульпторы, специализирующиеся в анатомии, могут реконструировать голову и все тело. По прочности и размерам костей конечностей можно судить о величине мышц, приводивших их в движение. По шишкам, углублениям и другим особенностям поверхности костей можно говорить о месте прикрепления мышц и об их форме. Так, например, по костным буграм и гребням на черепе видно, что крупные мышцы удерживали голову с сильно выступающей вперед лицевой частью или приводили в движение мощные челюсти. Все это помогает художникам облечь плотью череп или скелет, сначала добавляя мышцы и жировой слой, а затем кожу и волосы.
 
Но все же воссоздание полного облика ископаемого существа связано с большей неопределенностью, чем реконструкция скелета по его сохранившимся частям, поскольку мягкие ткани не всегда оставляют свои отметки на костях. Два скульптора, работающие с черепом одного и того же гоминида, могут в результате воссоздать две очень отличающиеся одна от другой головы, в разной степени похожие на человеческую. Точно так же лишь при помощи проницательных догадок — можно восстановить кожу, глаза, цвет волос и волосяной покров тела.
 
    По книге Ламберт Д. «Доисторический человек».
 
 
Ссылки
 
Использование кислот при препарировании ископаемых  перейти
Антропологические реконструкции  перейти 
Лица наших предков  перейти 
Лебединская Г. Антропологическая реконструкция лица по черепу  скачать
Лебединская Г. Человек из далекого прошлого  перейти
Anatomical Origins (The Art of Viktor Deak)  перейти
Atelier Daynes  перейти 
John Sibbick Illustration  перейти
Kennis & Kennis reconstructions  перейти
Paleontological artist (Mauricio Antоn)  перейти
Zdenekburian.com  перейти
Zdeněk Burian  перейти
Zdenek Burian - obrazy  перейти
Картины Зденека Буриана  перейти
Тетис  перейти
 
 
                     

    Препарирование. К числу инструментов, которые помогают препаратору освободить ископаемые остатки от матрицы (вмещающего материала), относятся инструменты, напоминающие стоматологические, электрические вибраторы, скальпели и увеличительные лупы.
 
 
                              

    Обработка кислотой. Погрузив ископаемую челюсть в уксусную кислоту, можно растворить прилипшую к ней горную породу, например брекчию, которая образуется в известняковых расщелинах пещер.
 
 
                       

    Реконструкция черепа. Восстановление черепа по фрагментам его костей напоминает решение головоломки. Руководствуясь размером, формой и изгибом фрагментов костей, анатом прилаживает косточки к сделанному из мягкой массы макету головы, изменяя его форму так, чтобы она соответствовала изгибам костей реконструируемого черепа.
 
 
         

    Один и тот же ископаемый череп может допускать различные реконструкции, так как форма головы в значительной степени зависит от мягких тканей, которые не сохраняются. Обе реконструкции лепились по одному восстановленному черепу неандертальского человека (Homo neanderthalensis), обнаруженному в местонахождении Ла-Шапель-о-Сен (Франция), но выглядят они по-разному. Несходство возникло благодаря тому, что скульптор выбирал различные варианты возможного расположения мягких тканей, которые некогда определяли внешний вид головы и лица, но давно уже исчезли бесследно. В верхнем варианте скульптор наложил мышцы на череп таким образом, что неандерталец обрел сходство с современным человеком — выпуклые надбровья и тяжелая нижняя челюсть остались, но родство несомненно. В нижнем варианте при реконструкции мягких тканей головы использовались представления XIX века о природе неандертальцев. Получив больше волос, более мощную шею, широкий толстогубый рот и приплюснутый нос, неандерталец кажется существом, явно более близким к обезьяне, чем к человеку.
 
 
Реконструкция неандерталки
 
 
                          

    Этот скелет, принадлежавший жившей 43 000 лет назад женщине Homo neanderthalensis, реконструирован на основе различных находок ископаемых останков этого древнего человека.
 
 
                          

    Следующий этап реконструкции — восстановление мягких тканей (мышц, сухожилий, жировых отложений и т. д.), не сохранившихся в ископаемом состоянии. Тут исследователям очень помогает знание анатомии.
 
 
                          
 
    Реконструкция получила кожный покров и уже почти готова.
 
 

    Словно десятки тысячелетий назад, неандерталка крепко сжимает копье и готова в любой момент броситься на врага или добычу.
 
 
 
    Чтобы неандерталка не мерзла от холода надвигающегося ледника, можно приодеть ее в звериные шкуры.
 
 
    У талантливого реконструктора плод его усилий обладает собственным характером.
 
 

    Как и современные люди, неандертальцы могли раскрашивать свое тело — в магических целях или просто для красоты.
 
 

    Согласно современным представлениям, примерно так и выглядел неандертальский человек, окруженный суровым великолепием леднивековья.
 
 

    Художники-реконструкторы братья Кеннисы рядом со своим творением.