Приветствую Вас Гость | RSS

Век млекопитающих - Age of Mammals

Понедельник, 07.10.2024, 01:34


Взаимоотношения с человеком

Раннеашельская стоянка Богатыри возрастом в интервале от 1,6 до 1 млн. лет назад, находящаяся в пределах местонахождения Синяя Балка на Таманском полуострове, ныне рассматривается как место забоя и разделки туш крупных млекопитающих древними людьми. Судя по всему, стоянка располагалась на берегу пресного озера, находящегося в кратерном понижении грязевого вулкана. Это было место специализированной охоты на крупных млекопитающих, прежде всего на таманских мамонтов (Mammuthus meridionalis tamanensis) и кавказских эласмотериев (Elasmotherium caucasicum), которые приходили к озеру на водопой и для принятия грязевых ванн в сопочной глине. Скорее всего, люди добивали обездвиженных в топкой грязи животных, а затем разделывали их туши с помощью грубых каменных орудий. Если кратерное понижение, заполненное пресной водой и вулканической грязью, имело по периферии борта и проход к нему был достаточно узок, охота на животных могла иметь загонный характер.


    Нагромождение костей, преимущественно таманских слонов (Mammuthus meridionalis tamanensis) и кавказских эласмотериев (Elasmotherium caucasicum), в 1-м культуросодержащем слое стоянки Богатыри, Краснодарский край, Россия.

Судя по огромному количеству костей мамонтов и эласмотериев (последних — не менее 13 особей разного индивидуального возраста), накопившихся на берегу озера, а также достаточно многочисленным каменным изделиям, это место посещалось древнейшими охотниками многократно в течение длительного времени. Здесь они, по-видимому, не жили, а останавливались ненадолго, кормились, запасались мясом, которое частично уносили на свои стоянки, расположенные на берегу моря и в других подходящих местах. Самая показательная находка из Богатырей — фрагментированный череп кавказского эласмотерия (Elasmotherium caucasicum) с застрявшим в нем пиковидным орудием из окварцованного доломита. 


    Череп кавказского эласмотерия (Elasmotherium caucasicum) с застрявшим в нем каменным орудием (показано стрелкой) со стоянки Богатыри. Справа — орудие, извлеченное из черепа.

Находки остатков сибирского эласмотерия (Elasmotherium sibiricum) на археологических стоянках первобытного человека малочисленны. На некоторых травертиновых стоянках Южного Казахстана, таких как Кошкурган и Шоктас, кости этого носорога встречаются вместе с нижнепалеолитическими каменными орудиями. Данные окаменелости датируются началом среднего плейстоцена.

Примечательным подтверждением существования между человеком и сибирским эласмотерием экологических взаимоотношений типа "хищник - жертва" мог бы считаться факт наличия прижизненного повреждения на черепе этого эивотного из г. Атырау (ранее — г. Гурьева) на западе Казахстана. В области лобного вздутия череп несет сквозное трапециевидное отверстие размером в несколько сантиметров, нанесенное остроугольным предметом. Обычно оно интерпретируется обычно как результат турнирных поединков или, что чаще, охотничьей деятельности человека. Вероятно, удар был нанесен сверху твердым предметом, проникнувшим достаточно глубоко в губчатую ткань лобных костей, а затем, по-видимому, извлеченным оттуда. По краям отверстия наблюдаются следы зарастания, свидетельствующие о том, что удар не стал непосредственной причиной смерти животного. Окончательным выводам о природе ранения должны предшествовать дополнительные палеопатологические исследования.


    Череп самца сибирского эласмотерия (Elasmotherium sibiricum) из г. Атырау (Гурьева), Атырауская область, Казахстан. Смонтирован с нижней челюстью от другой особи. Длина масштабной линейки — 15 см. 
1 — вид справа; в области лобного купола четко различимы следы кровеносных сосудов и наблюдается "губчатый" характер поверхности костной ткани, свойственный для зон роста роговых образований;
2 — вид слева; разрушены части левых верхнечелюстной, лобной и скуловой костей черепа; в области лобного купола — отверстие, оставшееся от прижизненного повреждения черепа;
3 — затылочная часть черепа; хорошо видны структуры мозгового отдела черепа: верхнезатылочные бугры, затылочные мыщелки, большое (затылочное) отверстие; повреждение в тыльной части лобного купола обусловлено характером сохранности черепа;
4 — прижизненное повреждение лобного купола со следами зарастания; хорошо наблюдается положение отверстия по отношению к кровеносным сосудам, оплетающим купол (справа).

Долгое время бытовало мнение, что косвенным свидетельством сосуществования сибирского эласмотерия в и верхнепалеолитического человека могут служить некоторые произведения верхнепалеолитического искусства. Так, среди открытых в 1956 г. наскальных росписей в пещере Руффиньяк (правый берег р. Везер на юго-западе Франции) было обнаружено монохромное контурное изображение однорогого носорога с необыкновенно высокой холкой и наклоненной к земле головой, вооруженной единственным, несколько сдвинутым назад огромным рогом. Необходимо заметить, что исследователи первобытного искусства, как правило, трактовали все изображения носорогов в наскальной живописи как изображения шерстистого носорога (Coelodonta antiquitatis). Согласно некоторым предположениям, перечисленные выше черты свойственны скорее эласмотерию, чем шерстистому носорогу, "классическое" изображение которого также известно из пещеры Руффиньяк. На нем тоже просматривается значительная холка, но постановка головы более горизонтальна, а больший из двух рогов начинается на носу, а не ближе ко лбу. Предположение, что рисунок из пещеры Руффиньяк изображает эласмотерия, впервые было опубликовано В. Шаурте (1964 г.), поддержано А. К. Швыревой (1995 г.) и независимо высказано Н. Спасовым. Однако следует принимать во внимание, что некоторые наскальные рисунки из Африки тоже изображают местных носорогов однорогими, хотя на самом деле они обладают двумя рогами. Учмиывая также то обстоятельство, что достоверные остатки эласмотерия не известны западнее Карпат, принадлежность рисунка из Руффиньяка этому носорогу выглядит весьма сомнительной. 


    Контурная прорисовка изображения однорогого носорога и более привычный рисунок шерстистого носорога (Coelodonta antiquitatis) из пещеры Руффиньяк, Франция.

Другое изображение, которое обычно связывают с эласмотерием, выполнено красной охрой на стене Каповой пещеры (ее исконное название — Шульган-Таш) на Южном Урале. К сожалению, изображение несколько смазано в передней части. На данном рисунке представлен носорог с низко опущенной головой. Особенностями его фигуры являются крутая линия шеи, высокая холка, короткая спина и низкий круп. Тем не менее, здесь просматриваются контуры головы зверя с одним коротким коническим рогом. Расположен он на лбу и имеет мягкие очертания. По мнению В.И. Громова, как указывает О.Н. Бадер (1965 г.), животное "по пропорциям скорее напоминает эласмотерия, нежели шерстистого носорога". Кроме того, изображение из Каповой пещеры в общих чертах очень сходно с изображением эласмотерия из пещеры Руффиньяк, хотя силуэтный рисунок охрой и не позволяет выявить детали изображения носорога. По поводу этого носорога О.Н. Бадер (1963 г.), руководивший комплексной экспедицией по изучению наскальной живописи Каповой пещеры, отмечает, что его голова плохо сохранилась, а особенности изображения (в частности, укороченная длина корпуса) этого носорога могли быть продиктованы ограниченностью пространства для рисунка: между изображением лошади и вертикальным желобом в стене.


    Изображение носорога с опущенной головой из пещеры Шульган-Таш (Каповой) на Южном Урале, Россия.

Так же, как и во французской пещере, в Каповой пещере есть рисунок и другого носорога, изображенного совершенно иначе. Его холка намного менее выражена, постановка головы почти горизонтальна. Однако необходимо отметить, что рисунки художников из Каповой пещеры, хотя в целом отвечают пропорциям изображаемых объектов, уступают в точности рисовки монохромным рисункам из Руффиньяк; в них животные скорее узнаются, чем наблюдаются. Художники Каповой пещеры в полном смысле расписывали ее своды, а не документировали объекты; их внимание было сосредоточено на художественном образе, а не на подробностях. Согласно А. Леруа-Гурану, пещеры расписывались по строгому плану, который предполагал неслучайное расположение фигур в определенных местах, что и характеризует зрелый этап развития пещерного искусства, в котором сверхзадачей становится не изображение единичного образа, а комплексное художественное (или мистическое) решение. Поэтому некоторые части животных не прорисованы или вовсе не изображены первобытным автором (например, конечности некоторых мамонтов и лошадей). Учитывая эти особенности, а также невысокие возможности точной передачи объекта при письме охрой, не представляется возмжным рассматривать изображения Каповой пещеры как достоверные доказательства сосуществования палеолитического человека и эласмотерия в Предуралье. Однако полностью исключать эту возможность нельзя.


    Изображение шерстистого носорога (Coelodonta antiquitatis) из пещеры Шульган-Таш (Каповой) на Южном Урале, Россия.

Рисунки Каповой пещеры датируются О.Н. Бадером (1965 г.) по классификации стилей А. Леруа-Гурана и определяются периодом от позднего солютре до среднего мадлена включительно. Для Западной Европы он соответствует концу вюрмского оледенения. Помимо реалистических изображений, для датировки привлекались геометрические рисунки Каповой пещеры. Радиоуглеродным методом определен возраст культурного слоя с находками орудий из южноуральской яшмы, костями пещерного медведя, зайца, лемминга — 14680 ± 150 лет (Щелинский и др., 1985 г.; Щелинский, 1986 г.). Помимо прочего, в нем были обнаружены кусочки охры, обломки известняка со следами красочного изображения, фрагменты бивня мамонта, что позволяет считать синхронным возраст этого культурного слоя и наскальных изображений пещеры.

Остается сделать вывод, что интерпретация некоторых верхнепалеолитических рисунков носорогов в качестве изображений сибирского эласмотерия довольно проблематична. Как правило, такие предположения касаются отдельных рисунков носорогов только с одним рогом. Учитывая, что художественные изображения верхнего палеолита, скорее всего, не являлись точным воспроизведением реалистических объектов, все изображения носорогов можно отнести к шерстистому носорогому. Кроме того, до сих пор отсутствуют явные доказательства того, что эласмотерий был настолько широко распространен как в пространстве, так и во времени.

А.А. Чубур (2019 г.) высказал предположение, что эласмотерия изображает фигурка из мамонтового бивня, происходящая с верхнепалеолитической стоянки Усть-Кова на берегу р. Ангара в Красноярском крае. Утолщение в передней части этой фигурки автор интерпретирует как роговой нарост на голове эласмотерия, хотя оно, скорее всего, представляет собой невырезанные ввиду техничекой сложности бивни шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius), которого данная фигурка скорее всего и изображает.


    Фигурка из Усть-Ковы, Красноярский край, Россия.

Допуская возможность сосуществования сибирского эласмотерия с верхнепалеолитическим человеком, можно предположить, что знакомство последнего с таким крупным, массивным и необычным животным не могло не оставить следа в народном эпосе, мифах или сказаниях, также, как это случилось, например, с шерстистым мамонтом (хотя сказания о живущем под землей звере свидетельствуют, в первую очередь, о палеонтологических находках, а не о реальном бытии животного). Об этом неоднократно упоминали различные авторы. Отметим некоторых из них.

А.Ф. Брандт (1878 г.) говорит о якутской легенде про убийство копьем огромного черного быка, единственный рог которого был так велик, что на руках его невозможно было перенести — потребовались сани, и предполагает, что под именем однорогого быка мог скрываться однорогий же эласмотерий. В.М. Шимкевич (1904 г.) пишет, что, "судя по некоторым якутским преданиям, можно думать, что в Сибири эласмотерий был современником человека". Г. Обермайер (1913 г.) рассказывает про эласмотерия, что "по преданиям сибирских инородцев на этом чудовище разъезжал верхом великан, пришедший из-под земли и изгнавший наших прародителей из рая".

Но особенно интересными представляются попытки связать реально существовавшего эласмотерия с мифическим единорогом, прототипом которого он мог являться.

Наиболее древние изображения единорога встречаются в памятниках культуры III тыс. до н. э. и связаны с Древней Индией. Так, в виде однорогого быка он изображен на печатях из древних городов Хараппской цивилизации в долине Инда — Мохенджо-Даро и Хараппы, представляя один из наиболее значимых священных образов. В образе быка единорог представлен и на профильных барельефах ворот богини Иштар из древнего Вавилона (VI в. до н. э.). Барельеф однорогого быка есть и во дворце иранского шаха. Однако неясно, действительно ли эти культурные памятники представляют собой единорогов, либо лишь предполагают это своим строго профильным изображением.


    Изображения единорога, быка зебу и носорога на печатях из доевних городов Мохенджо-Даро и Хараппа, Индия; примерно 2500-1900 гг. до н. э.

Обычно именно с воздействием позднейшей индийской традиции связывают появление единорога в ближневосточной мифологии, а затем и в мифологии античной Европы. В подтверждение этому приводятся тексты Ктесия Книдского в изложении Элиана, Аристотеля и Плиния Старшего, связывавших происхождение или место обитания единорога (однорогого осла, индийского осла), которого они рассматривали как реально существующего зверя, с Индией. 

Однако следует отметить, что в европейских античных источниках образ восточного единорога уже отчасти осложнен чертами носорога, сведения о существовании которого в Индии, судя по всему, достигали древних Греции и Рима. Подобное совмещение образов было невозможно для древних индийцев, поскольку однорогий индийский носорог (Rhinoceros unicornis) был широко распространен в Индии и, как следствие, хорошо им известен. Внешний же облик носорога имеет мало общего с изображениями однорогого быка с древнеиндийских печатей. В более поздней традиции единорог стал изображаться по-другому. У разных авторов он предстает в виде животного с телом козленка, коня, осла, лисицы, представителя кошачьих. На формирование образа единорога большое влияние оказала христианская символика, трактующая образ единорога как образ Христа, а легенду об укрощении единорога девой как историю непорочного зачатия. 

В европейскую культуру единорог вошел как конь с длинным прямым или витым рогом на лбу. Во втором случае это явно произошло уже после того, как с рогом единорога стали отождествлять бивень нарвала (Monodon monoceros). В сказаниях народного эпоса и средневековых легендах единорог обладает сверхъестественной силой, которая скрывается в его роге. Возник этот образ, как полагает X.Д. Кальке (1972 г.), в тиши монашеских келий и кабинетов средневековых алхимиков. Памятью о тех временах, когда весь мир верил в сверхъестественную силу единорога, является изображение этого мифического существа на английских гербах. Двери многих достойных уважения старинных аптек до сих пор украшают рисунки и скульптуры этого фантастического зверя.


    Фреска «Девушка и единорог» в Палаццо Фарнезе, Италия; около 1602 г.

X.Д. Кальке (1972 г.) уверен, что прообразом единорога, несомненно, служит какое-то реальное ископаемое или современное животное. Однако он не склонен все повествования о единороге или его изображении отнести на счет эласмотерия, считая это попыткой увлекательно и остроумно поведать о вымышленном сказочном существе. Таким образом, прототипом единорога эласмотерий мог стать лишь в том случае, если предположить, что создание самых первых сказаний о единороге было связано с культурой народов, расселение которых совпадало с ареалом животного. В таком случае индийские источники не могут быть оригинальными, поскольку на территории Индии эласмотерий не был распространен, и должны были быть заимствованными из культур народов северной Евразии. Сохранение в тюркских сказаниях образа черного однорогого быка, соответствующего ранней традиции изображения единорога, возможно, придает этой гипотезе дополнительный вес.