Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайтаФорма входа |
в оглавление
Огромное многообразие форм общения, основанное на средствах специфической сигнализации, возможно прежде всего благодаря тому, что отдельные сигналы могут не только изменяться по интенсивности, но еще и комбинироваться друг с другом самым разным способом. Поэтому наиболее сложные способы коммуникации встречаются главным образом у самых высокоорганизованных видов, нервная система которых достигла такого уровня развития, что их представители способны определять даже очень тонкие различия между отдельными сигналами.
Размер, форма и окраска животного не просто непосредственно участвуют в системе общения, но и формируют сопровождающие общение позы и движения. Особенно это важно при визуальной (зрительной) сигнализации, составляющей основу общения большинства млекопитающих. При этом не менее важную роль данный вид сигнализации может играть в жизни тех таксонов, у которых зрение не является ведущим ориентиром. Так, необычайной сложности система зрительных сигналов достигла у собак (Canidae), для которых ведущим анализатором является обоняние. Визуальные сигнальные признаки могут являться постоянной составной частью облика животного (на протяжении всей жизни, в определенном возрасте или в определенное время года) или возникают временно, в тот момент, когда посылается сигнал.
Когда волк (Canis lupus) угрожающе рычит, шерсть на его теле приподнимается, а агрессивно настроенный шимпанзе (Pan troglodytes) взъерошивает шерсть на голове, спине и плечах. У многих млекопитающих в этих целях на наиболее заметных участках тела отрастает особенно длинная, густая и жесткая шерсть, образующая гриву (как, например, у льва (Panthera leo) и бабуина (Papio cynocephalus)), или идущий вдоль хребта гребень (как у бурой гиены (Hyaena brunnea)и полосатого тенрека (Hemicentetes semispinosus)), или бакенбарды (как у рыси (Lynx lynx) и императорского тамарина (Saguinus imperator)). Зачастую такие места выделяются и особым окрасом. (Отдаленное сходство с описанной реакцией имеет вставание волос дыбом и т. н. гусиная кожа, сопровождающие у некоторых людей особенно сильные и неприятные ощущения.)
Порой даже такого мнимого увеличения тела не происходит, а животное просто занимает по направлению к противнику положение, в котором оно кажется крупнее. К примеру, самцы ластоногих приподнимаются на передних конечностях, а гаур (Bos frontalis) выставляет навстречу врагу могучий боковой силуэт. Самцы горилл (Gorilla) во время демонстрирования силы бьют себя в грудь, выпрямляясь при этом на задних конечностях, что им совершенно необходимо для освобождения передних, но одновременно выпрямленная поза уже сама по себе действует как угроза. Данные действия сопровождаются устрашающими криками и рычанием, а также яростным ломанием ветвей окружающих растений.
Следующая форма визуальной сигнализации в значительной мере связана с предыдущим примером. Она основана на принятии особых поз и демонстрации тех или иных частей тела либо их структур, обычно различных у разных видов. К сигналам такого рода относятся характерное положение или повороты головы, ушных раковин, конечностей и хвоста, выпрямление и поднятие разноокрашенных волосков или открывание бросающихся в глаза цветных пятен. Например, положение и движения хвоста играют особую роль в социальных взаимодействиях собак (Canidae), а демонстрация эрегированного полового члена — у самцов мартышковых обезьян (Cercopithecidae).
Некоторые антилопы (спрингбок (Antidorcas marsupialis), импала (Aepyceros melampus), различные газели) порой совершают внезапные вертикальные прыжки на выпрямленных и напряженных ногах — т. н. пронкинг. Они предупреждают об опасности сородичей и пугают преследующего хищника, обычно гепарда (Acinonyx jubatus) или львицу (Panthera leo), которым становится труднее преследовать странную добычу. Иной смысл этих прыжков, возможно, состоит в том, что копытные таким образом демонстрируют свою прекрасную физическую форму в надежде на то, что их враг прекратит преследование. Пронкинг также используется и во внутривидовых демонстрациях.
В окраске сигнальную функцию несут яркие пятна, сильно контрастирующие с общим фоном животного. Они могут быть расположены на определенных участках тела или являться частью общей окраски. Наиболее распространенная функция таких пятен — определяющая. Например, антилопы некоторых видов, поднимая голову, открывают яркие отметины на нижней стороне шеи, что помогает им быть узнанными сородичами. Аналогичное предназначение имеет лицевая маска беломордого бубала (Damaliscus dorcas), черно-белая окраска гверецы (Colobus guereza) и т. п. Сюда же можно отнести предостерегающий окрас скунсов (Mephitidae). Многие жвачные демонстрируют светлые отметины на задней части тела — т. н. зеркала, образованные скоплением белых волосков. В состоянии покоя они обычно прикрыты окружающей темной шерстью, вследствие чего мало или совсем не заметны. При сигнале тревоги волоски выпрямляются и формируют четко ограниченное контрастное пятно. Это явление известно у вилорога (Antilocapra americana), серны (Rupicapra rupicapra), различных антилоп и оленей. Помимо оповещения об опасности, наличие зеркал облегчает стадным животным связь между особями во время стремительного бега, а молодым — следование за матерью в темноте. Необычайно большое контрастное пятно, заходящее длинной полосой на спину, имеет спрингбок (Antidorcas marsupialis). Действие этого сигнала усиливается еще и потому, что в состоянии покоя белая шерсть на спине абсолютно скрыта в кожной складке и появляется лишь в момент тревоги, когда складка раскрывается и выпрямленные волоски формируют ясно видимую белую щетку.
По такому же принципу действуют сигнальные пятна и у других млекопитающих. Очень выразительна окраска самцов мартышки дианы (Cercopithecus diana): большие белые или оранжевые пятна на внутренней стороне бедер. Стремясь подавить конкурента, самец резко раскрывает бедра, и пятна мгновенно выступают на фоне окрашенных в черный цвет конечностей. У тигра (Panthera tigris) яркие белые пятна имеются на задней стороне ушей. Когда идущая впереди самка подозрительно настораживает уши, пятна сигналят идущим сзади детенышам об опасности. Эти же пятна, направленные в сторону соперника, когда голова наклонена, а уши развернуты тыльной стороной вперед, означают угрозу. Подобные сигнальные пятна можно найти и на нижней стороне хвоста некоторых оленей. Чтобы продемонстрировать их, олени поднимают хвост или двигают им.
Непременным элементом визуального общения у подавляющего большинства млекопитающих является мимика, служащая для выражения множества взаимоотношений и эмоций. Объем мимических способностей у конкретных видов обусловлен двумя основными причинами. Первая — определенный и достаточно высокий уровень развития высшей нервной деятельности. Второе важное условие — строение лицевой части головы, т. е. наличие или отсутствие таких структур, которые делают возможными собственно мимические движения. В формировании характерных выражений лица принимают участие подвижные губы и ушные раковины, меняющаяся форма глазного разреза, собирающаяся в складки кожа, встающие дыбом вибриссы и шерсть. За изменение взаимного расположения отдельных частей лица отвечает мимическая мускулатура; кроме того, само лицо в некоторых случаях может менять свой цвет.
В наиболее полной мере мимика используется хищными и высшими приматами. У них важную роль играют даже такие, казалось бы, мелкие признаки, как изменения в форме зрачка. В мимических выражениях слонов (Elephantidae) большое информативное значение имеет положение головы, хобота и ушных раковин. У собак (Canidae) еще в большей степени, чем мимика, детализирует эмоции хвост. Зачастую он имеет черный или белый кончик, что позволяет лучше видеть его движения. У копытных, грызунов и насекомоядных мимика развита слабее. У китообразных, за исключением белухи (Delphinapterus leucas), мимические проявления полностью отсутствуют.
Особое место в мимике занимает оскаливание — раскрывание челюстей с демонстрацией зубов, сопровождающееся поднятием губ, «злобным» прищуриванием глаз, особой постановкой ушей и топорщением вибрисс. Примечательно, что это одна из наиболее древних форм демонстрации угрозы, которая известна уже у рептилий (они, правда, ограничиваются только раскрыванием рта). Данное мимическое проявление имеет в жизни животного две различные, практически противоположные функции. Нападающая, или агрессивная, угроза может быть мимически совершенно невыразительной и предшествует собственно нападению животного; этот вид угрозы характерен прежде всего для хищных. Напротив, оборонительная, или дефенсивная, угроза по своему внешнему проявлению намного сильнее; ее выражают животные, которые чувствуют, что находятся в опасности. Особенно впечатляюще подобная реакция выглядит у тех же хищных, что обусловливается их крупными зубами, большой подвижностью лица и высоким интеллектом. Олени в таких случаях лишь немного приподнимают верхнюю губу. Изначально это действие служило для обнажения длинных, саблевидно изогнутых клыков, которые имеются у оленьков (Tragulidae), кабарог (Moschidae) и наиболее примитивных оленей (Cervidae). У продвинутых оленей верхние клыки сильно редуцируются и могут полностью исчезать. Параллельно увеличиваются рога, перенимающие сигнальную функцию ставших невыразительными клыков.
Для полноты картины стоит отметить, что раскрывание челюстей получило значение угрозы только вторично. Появилось же оно в связи с зеванием, фиксируясь уже у некоторых рыб. Подобное изменение функции некоторых проявлений случается у животных, особенно у высших позвоночных, довольно часто. При подробном изучении всего арсенала выразительных средств животных можно обнаружить, что целый ряд этих средств очень похож на движения или позы, которые животные используют при совершенно иных обстоятельствах. Наряду с уже описанным раскрыванием челюстей, получившим со временем третье применение (выпрашивающий жест, при помощи которого животные зоопарков выманивают у посетителей пищу), известно немало других сходных примеров. Например, выгнутая спина, которой мелкие кошки реагируют на внезапную конфликтную ситуацию, используется ими и в потягивании.
В более сложных формах визуальной сигнализации животные иногда только намекают на какое-то действие. Например, на начальном этапе брачного ухаживания у кошек (Felidae) проявляется первая фаза нападения — угроза, но действие так и остается неоконченным. Таким образом, намек — это ритуализированная форма начального вполне целесообразного поведения, которая становится составной частью крупного выразительного действия, обозначающегося как своего рода обряд или ритуал. Коммуникативную функцию берут на себя также особые способы движения, которые используются как самостоятельные зрительные сигналы. В большинстве своем это не слишком измененные формы обычного передвижения, но используемые животными только в определенных ситуациях. Так, к ним относится особый шаг или бег некоторых копытных (например, отталкивающий шаг лани (Dama dama) при виде опасности).
Некоторые позы животных и совершаемые ими ритуальные действия запускают строго определенные алгоритмы поведения у их сородичей. Подмечено, что любое поглаживание домашней кошки (Felis silvestris catus) в состоянии эструса приводит к тому, что кошка принимает позу для спаривания с котом. Схоже ведет себя и самка северного оленя (Rangifer tarandus). Если олениха в упряжке «потекла», то удар шестом (посыл) имеет прямо противоположный результат. Олениха подает свой зад назад, т. е. подставляется для садки. Позы могут иметь и тормозящий локомоции результат. Так, у волка (Canis lupus) в драках более слабая особь подставляет изогнутую шею (сонную артерию, яремную вену), т. е. наиболее уязвимую часть тела. Результатом такого, казалось бы, нелогичного поведения более слабой особи является то, что очевидный победитель прекращает боевые действия. Такой же защитный эффект имеет и поза демонстрации незащищенного живота побежденного в положении на спине с вытянутыми вверх лапами, т. е. у хищников существует набор сигналов, контекстуальное значение которых читается как «я сдаюсь, потому что признаю твою силу». Поэтому драки волков крайне редко сопровождаются смертельным результатом. Весьма своеобразны позы подчинения и доминирования у обезьян.
Являясь наиболее динамичными, сигналы визуального общения обеспечивают самый широкий круг взаимоотношений. С их помощью животные не только сообщают о себе, но активно обмениваются информацией в непосредственном контакте. Посредством данных сигналов у зверей, живущих стаями или стадами, внутри этих групп устанавливаются определенная социальная структура и свои сложные системы соподчинения. Необходимо учитывать, что действие большинства визуальных сигналов строго видоспецифично, причем до такой степени, что одно то же движение или поза у представителей двух разных видов могут иметь совершенно разное значение. Например, поднятие или растягивание ушных раковин у слонов означает угрозу, у белок — оборонительную реакцию, а у собак просто движение, сопровождающее переключение внимания на определенный объект. По этой же причине лишены смысла поиски аналогий между мимическими выражениями животных и человека.
Хотя визуальные средства общения животных очень разнообразны, не следует считать каждое движение исключительно зрительным сигналом, оно может всего лишь сопровождать какое-либо действие. Это касается главным образом некоторых форм осязательной сигнализации, имеющей среди млекопитающих не очень широкое распространение. Примером может служить похлопывание у антилоп (геренука (Litocranius walleri), газели Томсона (Gazella thomsoni) и некоторых других) — форма поведения, при которой готовый спариться самец дотрагивается своей передней конечностью до задней конечности самки. А луговые собачки (Cynomys) в знак приветствия «целуются» — раскрывают рты, обнажают зубы и соприкасаются губами, а порой и сцепляются на короткое время резцами. Подобными движениями (либо теми или иными изменениями во внешнем виде животного) могут сопровождаться запаховые и звуковые сигналы, несмотря на то, что они основаны на иных средствах выражения, чем визуальные.
|
Поиск |